В начало - Становление водопровода в Гатчине Версия для слабовидящих  Напишите нам...
125 лет Гатчинскому Водоканалу
Новости и объявления
Структура управления предприятиeм
Абоненту
Подключение к сети водоснабжения и водоотведения
О способах экономии энергетических ресурсов
Экологическая страница
ВАКАНСИИ
Международная деятельность
Справочная
Интернет - приёмная
О предприятии
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕНДЕРЕ
Раскрытие информации
Закупки
Антикоррупционная политика

Становление водопровода в Гатчине на рубеже XIX-XX веков.

                              Автор: Уваров Михаил Станиславович, научный сотрудник МБУ "Музей города Гатчины"

На рубеже XIX и XX веков Гатчина представляла собой растущий динамично развивающийся дворцовый город. Имея по переписи 1897 года население в 14 824 человек, город к началу нового столетия уже обладал такими новинками техники, как электрические уличные фонари, телеграф и телефон, экспериментальная подвесная электрическая дорога и с такими показателями был одним из самых продвинутых городов империи. Одним из таких новшеств стало появление в городе централизованного водопровода.
Водопровод во дворце решено было провести ещё в 1850 году.[1] Практические работы по устройству водопровода, умывальников и ватерклозетов проводились позже, в 1852 и 1853 годах, после перестройки Арсенального каре. Сантехнические трубы размещали в стенах после их выкладки. Для установки свинцовых труб в каменных футлярах под полом снимали и затем заново укладывали паркеты. [2] Ватерклозеты были новинкой в то время, и в этом отношении Гатчинский дворец опережал по уровню комфорта большинство других зданий столицы и ее пригородов. В 1849 году англичанин Т. Креппер разработал конструкцию ватерклозета с сифоном. Сливной бак подвешивался на высоте и был снабжен ручкой на цепочке. Для сведения, в Зимнем дворце ватерклозеты системы Креппера были установлены только в 1855 году.[3]

В городе же система канализации и водоснабжения возникает значительно позднее, в правление императора Александра III. В труде С.И. Рождественского "Столетие города Гатчины" описывается плачевная ситуация загрязнения города к 1881 году. Отсутствие удовлетворительного освещения, отсутствие мостовых, отсутствие какого-либо правильного устройства стока грязных вод в осеннее время делали многие районы Гатчины почти непроходимыми.[4]

В Гатчине к началу 1880-х годов существовало несколько локальных канализационных систем (Сиротский институт, комплексы Госпитального городка и Императорского дворца), которые были устроены на основе деревянных труб и уже требовали капитального ремонта. Вопросом канализации, а затем и водопровода в Гатчине ведало министерство Императорского двора.

До 1880-х годов значительная часть уличных стоков Гатчины и дворовых стоков Сиротского института и госпитального городка сбрасывалась в Черное озеро. Переезд императора Александра III в Гатчину положил этому конец. В 1884 году были проведены изыскания и составлен проект строительства канализации. В соответствии с ним главный водоотвод, начинаясь на Люцевской (ныне Чкалова) улице, шел по Большому проспекту и, миновав артиллерийские казармы, заканчивался у реки Ижоры. Проект был одобрен императором и осуществлен в 1885-89 гг. инженером Сикорским. Современная система канализации избавила город от многих проблем, в особенности грязи на улицах. Еще одним положительным результатом явилось предотвращение попадания сточных вод в озера гатчинских парков. К канализации тотчас же подключились владельцы многих домов. Тем не менее устройство канализации на всех основных улицах города растянулось на полтора десятка лет (для справки: к октябрю 1917 года канализация имелась только в 23 городах России).

Что касается дворца, то здесь канализация была переоборудована в 1882-83 гг. Дворцовые стоки по чугунным трубам, проложенным через Зверинец, сливались в отводную канаву и по ней стекали в Ижору.

С водопроводом ситуация был сложнее. Устройство водоводной системы в городе осложнялось необходимостью вести трубу под неровным ландшафтом. Напор в такой трубе должна была обеспечивать водонапорная башня. А башня не была построена, жители Гатчины пользовались водой из колодцев и Белого озера (водовозы развозили ее в бочках по городу).

Только в 1887 году были разработаны технические задания и проект водопровода. На состоявшихся в следующем году торгах право «на производство работ по устройству водоснабжения г. Гатчино выиграл предприниматель, инженер Зигель.

Поскольку водопровод во дворце уже имелся, проект был привязан к его водокачальной станции (вместо 15-сильной паровой машины и насоса на 3 тысячи ведер в час были установлены две 40-сильные паровые машины, с двумя насосами на 8 тысяч ведер каждый). В течение 1888-89 гг. от дворца по Екатеринвердерскому, затем Большому проспекту до пересечения с Люцевской была проложена чугунно-трубная магистраль. Отсюда одна ветвь шла по проспекту дальше, обеспечивая водой главных потребителей - Сиротский институт, госпиталь и другие постройки другая - по Люцевской улице до водоподъемной башни. Позже труба была проложена в Егерскую слободу и Мариенбург. В первую очередь вода подавалась в казенные здания. На улицах были устроены водоемы (по-нынешнему колонки) с «автоматическими» кранами на четыре стороны , закрытые высокими красивыми, с ажурным литьем декоративными кожухами. Вначале таких водоемов было четыре: на Торговой площади, в госпитальном городке, на углу Багговутовской и Николаевской и в Мариенбурге.[5]

Паровые котлы с рабочим давлением «120 фунтов пару на манометре» располагались в отдельном помещении, топливом им служил каменный уголь. Вода в котлы электростанции подавалась из Серебряного озера через насосную дворцового водопровода. В 1888 г., после того как рядом с башней Екатеринвердера была сооружена водонапорная башня городского водопровода, вода в котлы пошла из резервуаров башни.[6] Строение было возведено по проекту архитектора Н.В. Дмитриева в стиле русская эклектика и до нашего времени не сохранилось (была разрушена в годы Великой Отечественной войны).

На территории за Екатеринвердерской башней были устроены два паровых котла для обеспечения нагрева воды, причём один – как запасной в случае поломки первого.

В 1890 году водопроводная вода впервые побежала в дома и учреждения города Гатчины. С этого года и идёт отсчёт городского водоснабжения. К празднованию столетнего юбилея города в 1896 году более трети города было подключено к централизованному водопроводу.

Однако по прошествии десяти лет, к работе новой паровой системы было предъявлено множество нареканий. Как писал в своём рапорте министерству Императорского Двора архитектор Дмитриев в 1901 году, «недостаток воды в городском водопроводе временами ощущался уже в течение двух лет … в результате частным владельцам присоединяться к городскому водопроводу с 3-го июля сего года не дозволяется. Общая поливка улиц прекращена, между тем как во время Высочайшего пребывания это является крайне необходимым. Производить поливку рискованно, так как от этого может проявиться недостаток воды даже во Дворце. В зданиях Дворцового Госпиталя тоже временами ощущается недостаток в воде несмотря на то, что над Главным зданием поставлен бак на 200 вёдер, что ясно указывает на то, что напор в трубах иногда ослабевает на весьма продолжительный промежуток времени». [7]

Первоначально полагалось, что основной причиной слабого напора является недостаточная ширина трубы, идущей по проспекту Павла I от площади Коннетабля.

«В то время когда у Башни манометр показывал давление 32 фунта на куб. метр, на Коннетабльской площади у Приоратского парка только 21 фунт, а при разветвлении 8-дюймовой трубы в две 6-дюймовые напор в этих последних ровнялся лишь 17 фунтов. Ведь эти измерения производились тогда, когда поливки улиц не было». [8] Что же касается времени, когда шла поливка улиц, то архитектор вынужден был констатировать, что в частности в районе Реального училища напор воды снижался до 5 фунтов, а до Варшавского вокзала вода в таком случае просто не доходила.

Архитектор уведомлял министерство и Дворцовое управление город о необходимости расширения трубы, по которой из Екатеринвердера в сторону города будет течь вода, хотя бы до 10-ти дюймов. Однако власти не сразу должным образом отреагировали на предложение, по всей видимости сказалось нежелание тратить большие деньги на перекладку уже существующей водопроводной магистрали. В министерстве посоветовали «в часы усиленного расхода, накачивать воду непосредственно в трубопровод под напором, который может быть увеличен до 3-х атмосфер и который восполнит с запасом потерю, обусловленную ограниченной площадью поперечной магистрали». [9]

Однако архитектор, после проведения совместно с гатчинскими инженерами осмотра паровых котлов и труб продолжал настаивать на реконструкции водовода.

18 марта 1902 года выяснилось, что один из двух, имеющихся на станции котлов требует серьёзных исправлений, в частности: «в левой трубе был обнаружен шлак, трещины в изгибах листа, через которые значительно просачивается вода для чего его необходимо отправить на завод». Это исправление требовало время на устранение, и вся тяжесть работы по нагреву воды могла лечь на один котёл, что было крайне рискованно, а потому архитектор просит Правление безотлагательно заказать третий паровой котёл. [10]

Кроме того, как выяснялось, «труба, направляющая воду в город может пропускать не более 14000 вёдер в час при условии, если на станках её не имеется никаких осадков. Но так как упомянутая труба находится в земле около 13 лет и протекающая в ней вода известковая, то весьма возможно, что на стенках её имеется осадок, почему и диаметр её уменьшается».[11]

Неизвестно чем бы завершилась ситуация, если бы в том же году с системой канализации не произошло несколько казусов. Первым из них стало проседание грунта, в результате неудачной прокладки трубы рядом со зданием Офицерского штаба Кирасирского полка Её Величества. Как сообщал в донесении Дворцовому Управлению командир полка, Генерал-майор Дерфельден Христофор Платонович, «от ледника Управления вплоть до Ветеринарного лазарета полка, на всём протяжении прокладки этих труб, образовался провал, который не безопасен для проезда и рискует в ближайшее время расшириться».[12]

Следующее тревожное сообщение пришло от гатчинского Общества Взаимного страхования от огня от 29 июля 1902 года, в разгар июльской жары.

«Известная Вашему Превосходительству и всем горожанам города нужда в воде особенно тревожит Взаимное Страховое Общество, в виду примера пожара, бывшего в доме попечения о хронически больных детях, находящегося под покровительством Государыни Императрицы Марии Фёдоровны, когда, несмотря на все меры, принятые к тушения пожара, обнаружился недостаток воды в городских трубах и флигель сгорел до основания; а потому Правление … покорнейше просит Ваше Превосходительство (Главу Дворцового Управления) не отказать принять на себя ходатайство перед министром о прокладке новых труб».[13]

Так же в отчёте Общества указывалось, что около половины обывателей города до сих пор не имеют водопровода и водомеров, по которым могла бы считываться стоимость затрат по воде в доме. А если эти домохозяева установили бы у себя водопровод – то расход воды увеличился бы вдвое.

Вследствие дороговизны прокладки новой трубы, Общество защиты от огня в ходе заседания своих членов от 17 июля 1902 года приняло решение ассигновать из доходов Общества до 3000 рублей в распоряжение Правления города, полагая, что эти деньги помогут решить вопрос с закупкой труб в положительную сторону.

И эти события привели к положительным сдвигам. Под давлением многочисленных петиций архитекторов Н.В. Дмитриева и заменявшего его по болезни с лета 1902 года Л.М. Харламова, при поддержке Общества Взаимного страхования, в министерстве Императорского Двора было принято постановление о реконструкции Гатчинского водопровода и замене паровых котлов.

«Выявленные в настоящее время условия действия и состояния водопровода, а именно: а) в известной мере изношенные котлы и машины; б) недостаточный напор в 8 дюймовой магистрали даже и при нормальном расходе, в) давность прокладки означенной магистрали и возможное образование на ней осадков, уменьшающих, хотя и в небольшой степени, её свободное прохождение, следует признать последнее в известной мере нежелательным. Прокладку же новой параллельной магистрали заслуживающей предпочтения ещё и потому, что, при этом, водопровод будет более обеспечен, на случай порчи одной из труб, весьма возможной в виду их значительной длины. Но назначенный Управлением диаметр новой магистрали (10 дюймов) следует считать преувеличенным; согласно показанным на плане диметрам труб и предполагаемому расходу воды, достаточно проложить магистраль диаметром в 7 дюймов».[14]

Общая сумма работ была оценена в 16740 рублей и уже к осени в городе приступили к прокладке дополнительной водопроводной магистрали. Таким образом, проблема напора воды была решена и обыватели города Гатчина наконец-то в полной мере получили доступ к городскому водопроводу.

В 2015 году исполняется 125 лет существования в Гатчине городского водоснабжения. Современным преемником императорской службы городского водоснабжения по праву можно считать МУП «Водоканал», директором которого на протяжении 10 лет является Юрий Иванович Цыпкайкин. В рамках подготовки к юбилею предприятия музею города Гатчины были переданы уникальные документы, а именно: немецкий план городского водопровода 1942 года и составленный сразу после освобождения нашего города план восстановления водопровода 1944 года. Кроме того, при проводимых земляных работах специалистами МУП «Водоканал» были извлечены и законсервированы 2 фрагмента деревянного царского водовода середины XIX века. Два четырёхметровых фрагмента водовода были отреставрированы за средства предприятия: один фрагмент представлен в выставке, посвященной юбилею МУП «Водоканал» на территории предприятия, а другой передан в дар и занял достойное место в основной экспозиции Музея истории города Гатчины.

  1. РГИА, ф. 491, оп. 2, д. 184, л. 10; РГИА, ф. 491, оп. 2, д. 180, л. 1-122.
  2. РГИА, ф.472, оп. 14 (75/913), д. 750.
  3. Петрова О. В. Альбом чертежей и рисунков архитектора Э. И. Жибера из собрания Гатчинского дворца - http://gatchinapalace.ru/m/special/ov_petrova_quot_the_album_of_drawings_and_painti ngs_ei_zhiber_from_the_collection_of_the_gatchina_pa.php#_ftn7
  4. Рождественский С.И. Столетие города Гатчины, Т.2. - 1896 г.
  5. http://history-gatchina.ru/town/oldtown/vodoprov.htm
  6. Александр Иванов, Электрификация Гатчины 1885-1892 гг. - http://history-gatchina.ru/town/electro/electro3.htm
  7. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 17
  8. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 17
  9. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 48
  10. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 52
  11. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 70
  12. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 80
  13. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 142
  14. РГИА, ф.492, оп. 3, д. 614. л. - 94

 

 
 МУП "ВОДОКАНАЛ" г. Гатчина
ВОДА - ЭТО ЖИЗНЬ! Наверх...