Водопровод Троцка и Красногвардейска.
Автор: Уваров Михаил Станиславович, научный сотрудник МБУ "Музей города Гатчины"

В предыдущей статье затрагивалась история создания первого городского водопровода в императорской Гатчине. Нынешняя статья посвящена развитию водопроводной системы города в первые годы советской власти.

В город Гатчина, переживший две революции и тяготы гражданской войны, вновь хлынула жизнь. В 1923 году пятнадцатитысячный город был переименован в Троцк и получил в управление Троцкий уезд. В Троцке создаются новые департаменты, в частности при Отделении жилищного хозяйства возникает водоканальная служба. Вскоре по данным новой службы, стало понятно, что водопровод города нуждается в капитальном переустройстве.

Пояснительная записка Заведующего водоканальным отделением (Н. П. Федосеева) от 3-го декабря 1926 года гласит, что город Троцк с населением и гарнизоном в 21 тысячу человек имеет водопровод общим протяжением до 25 километров, с 351 домов, а так же отростком при станции, оборудованной двумя электронасосами, с производительностью в 20 тысяч вёдер в час. При работе системы в полную мощность непрерывно в течение суток, водопровод не может удовлетворить не только пожарных нужд города, но и элементарного снабжения водой жилых зданий. Как писал главный инженер водоканальной службы, разрушенные сети вызывают утечки, доходящие до 200% требующегося в действительности количества воды.

В городе так же уже существовала бетонная канализация с двумя магистралями-коллекторами, которая выводила клоачные воды далеко за город, в реку Ижору, при этом к середине 20-х годов часть коллектора пришла в разрушенное состояние и угрожала затопить город нечистотами.

Усугубляли положение, регулярно вспыхивавшие в 1923-1926 годах городские пожары. Одна из причин возникновения которых заключалась в невозможности их быстро и оперативно потушить.

В результате, городской Отдел жилищного хозяйства создал технический и финансовый план восстановления городских сетей. Предполагалось, что ремонт и восстановление водопровода будет стоить 286 тысяч рублей, а срок исполнения работ займёт 5 лет. Стоимость ремонта канализации под проспектом оценивалась в 277 тысяч рублей со сроком реализации в 8 лет.

Одним из способов изыскать деньги на развитие городского благосостояния было повышение тарифов на пользование водой.

В официальном постановлении предполагалось, что тарифы на воду будут разными как для различных классов горожан, так и для предприятий с различной сферой деятельности. Так, например, с безработных горожан, а так же с семей военнослужащих взымалось на 1000 литров воды 15 копеек. С рабочих, служащих и военных - по зарплате от 20 копеек до одного рубля. Самый большой тариф устанавливался для торговцев и лиц, живущих за счёт обладания капиталом - 1 рубль 20 копеек.

На предприятиях тарифы были очень различные, от парикмахерских (7 рублей) до ресторанов (40 рублей). Учитывая то, что серебряный рубль 1924 года был приравнен к царскому, 40 рублей было весьма и весьма ощутимой суммой. Такой разрыв между ценами был продиктован как соображениями выгоды, так и классовой политикой молодой советской власти.

Следом за постановлением о тарифах и параллельно ремонту старых коммуникаций в центре города, начинается проектирование новой водопроводной линии в городе Троцке. Поскольку старая водонапорная башня в Екатеринвердере уже не отвечала потребностям растущего города, создаются проект водоподъёмной станции у Чёрного озера (ул. Чкалова д. 64). Симпатичный красный дом, с трехскатной крышей и с водосборным колодцем у берега озера, спроектированный в 1928 году и ныне стоит у берега. Здание, ныне занятое одной из служб «ОАО РЖД» когда-то качало с помощью насосов воду по двум направлениям - один водовод по границе Приоратского парка шёл на водонапорную башню за вокзалом Гатчина-Варшавская, а другой канал шёл мимо Круглой Риги к водонапорной башне за вокзалом Гатчина-Балтийская. Таким образом, новые путепроводы, гнавшие воду из Чёрного озера к двум гатчинским вокзалам, должны были сполна обеспечивать водой железную дорогу и окрестные строения.

Новая водоводная система Троцка (с 1929 года Красногвардейска) просуществовала до Великой Отечественной войны, когда в ходе нацистской Оккупации города и последующего освобождения Гатчины система серьёзно пострадала

В годы Великой Отечественной войны Гатчина была оккупирована. Немецкие танки вошли в город 9 сентября 1941 года после длительных боёв. В 1942 году оккупационные власти переименовали город в Линдеманнштадт (нем. Lindemannstadt) в честь главнокомандующего 18 армией Георга Линдемана. На территории города в эти годы действовал концлагерь «Дулаг-154». Архивы Горводоканала были уничтожены в ходе военных действий, так что германским командным составом были организованы и проведены изыскательные работы по обследованию городских сетей, в результате чего городской водопровод был нанесен на обновленную карту города, на которой захватчики полностью переименовали все улицы.



Гатчина была освобождена советскими войсками 26 января 1944 года, эту победу Москва отметила артиллерийским салютом. Тогда же городу было возвращено историческое название — Гатчина. В этом же году, 4 августа 1944 года, был начерчен план города указанием существующей водопроводной сети.

В ходе боёв за Гатчину в ночь с 25 на 26 января 1944 года, одна из новопостроенных башен (Гатчина-Варшавская) была разрушена вместе с вокзалом, другая пережила бои и стоит в настоящее время за платформой Гатчина-Балтийская.

Война сильно ударила по коммунальному хозяйству города. Необходимо было наладить подачу воды в полуразрушенном городе, а затем приступать к восстановлению системы централизованного водоснабжения. Для этих задач, сразу после освобождения Гатчины от немецко-фашистских захватчиков в городе был создан трест Водоканализации под руководством Н.П. Федосеева. Предприятие, штат которого в первые месяцы после освобождения Гатчины содержал всего 9 человек, начало планомерную работу по водоснабжению горожан.

О том, как восстанавливался и развивался водопровод в послевоенные годы, будет написано в следующей нашей статье.